Влияние на восприятие пространства общения и жестов
В процессе общения важную роль играют представления о том, как партнер реагирует на нас, на среду, которая окружает нас, и сообщаемую нами информацию.
Если по всему офису разносятся запахи пищи, а сотрудники не думаю то «свежем дыхании», то это «затрудняет понимание». Не возникнут ли у нашего делового партнера, потенциального клиента«барьеры непонимания»? Попутно напомним о том, что аспектов имиджа, влияющих на восприятие компании, очень много.
От реакции на многочисленные факторы, которые мы предъявляем деловому партнеру, зачастую зависит весь дальнейший ход общения и его последствия. Действительно, одобрение позволяет нам перейти к стадии принятия решения, неодобрение заставляет искать новую, более сильную аргументацию, средства усиления воздействия либо прекращать общение.
Человечество давно убедилось в том, что истинное отношение к происходящему, свое состояние люди точнее выражают неречевыми, а так называемыми невербальными (неречевыми) средствами. Если подразумевать под коммуникацией передачу настроения, внутреннего состояния, отношения к партнеру и к обсуждаемой проблеме, тогда справедливы выводы А. Миробяна (по другой транскрипции А. Мехребьена), что в 55% коммуникаций используются невербальные средства, в 38% — звуки и интонации и только в 7% — слова.34
Как раз невербальные средства общения предоставляют более точную информацию о душевном состоянии вашего «визави», чем его слова, и нужно только научиться понимать этот своеобразный язык. Кстати, в части понимания невербальных средств общения женщины обычно превосходят мужчин.
Рассмотрим представления о пантомимике (языке жестов, поз, положений частей тела относительно друг друга).
Определим факторы, которые влияют на пантомимику и ее отдельные элементы:
- Национальная принадлежность. Один и тот же жест может означать разное у разных народов.
- Состояние здоровья. У человека в болезненном состоянии жесты обычно более вялы, но есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью.
- Профессия человека. Рукопожатие музыканта может показаться слабым, но это не всегда признак слабости характера: возможно, он просто бережет пальцы.
- Уровень культуры, который влияет на состав жестов, на представления об этикете, прививаемом воспитанием.
- Статус человека: чем он выше, тем больше человек старается быть скупым на жесты, больше оперировать словами.
- Принадлежность к группе: групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы. То же относится и к принадлежности к той или иной фирме.
- Актерские способности человека: многие умеют играть не только словами, но и контролировать свои жесты.
- Возраст: некоторые жесты изменяются с возрастом, в разном возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами. Кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус.
- Сочетание компонентов пантомимики: обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики и мимики, и эти элементы должны быть в согласии, говорить об одном, в противном случае нарушается впечатление искренности. То же относится к согласованию слов и жестов, причем, напомним, жесты более точно выражают душевное состояние человека, чем слова.
- Возможность предъявить и воспринять невербальные средства общения: физическая преграда между партнерами затрудняет полноценное восприятие, поэтому солгать легче всего по телефону, не видя партнера и не опасаясь, что мимика и пантомимика вас выдадут.
При всей сложности понимания и правильной трактовки невербальных средств общения, заниматься невербальными средствами общения необходимо, чтобы уметь распознавать обман, ловушки, неискренность партнера, а с другой стороны, уметь правильным выбором средств создавать нужное настроение, обстановку доброжелательности, сотрудничества.
В этом помогают тренировки: например, А. Пиз рекомендует смотреть отечественное кино с выключенным звуком, пытаясь понять смысл происходящего и взаимоотношения персонажей по их мимике и жестам.
Научная дисциплина проксематика (проксемика), так же как и невербалистика (термин введен А. Пизом), исследует взаиморасположение и позы собеседников. Установлено, что человек чувствует себя удобно и считает, что производит благоприятное впечатление, если находится от партнера по общению на таком расстоянии, которое по меркам данного общества принимается за соответствующее данному виду общения, данному типу взаимоотношений.
- Интимное расстояние (как бы собственность человека), куда допускаются наиболее близкие люди, а вторжение постороннего воспринимается как нечто неприятное, — до 45 см. Вероятно, эта дистанция как-то связана с биополем человека.
- Персональная дистанция — для общения со знакомыми людьми; на этой дистанции происходит большинство разговоров, собеседники прекрасно видят и слышат друг друга — 45-120 см.
- Социальная дистанция — для формальных встреч в кабинетах, в общественных местах, для улаживания безличных дел — 120— 400 см. На расстоянии свыше 2,5 метра каждый может заниматься своим делом, не мешая другим.
- Публичная дистанция — обычно для общения с группой людей, детали лица не видны, голос громкий, слова тщательно подбираются и выговариваются — 400-750 см.
Приведенная выше типология дистанций общения практически совпадает в работах А. Пиза и отечественных психологов,36 что позволяет считать эти дистанции присущими и американцам, и россиянам. Но, например, у представителей других народностей дистанции также могут быть другими, и незнание этого может существенно затруднить взаимопонимание с представителем такого народа.
Дистанции при общении и особенности сотрудников необходимо принимать во внимание при организации их рабочих мест и рабочих зон. При общении за столом стол воспринимается как барьер, который можно использовать или устранить в зависимости от позиций сторон и их взаимоотношений.
Правильное размещение за столом участников переговоров является предметом рассмотрения делового этикета и способствует установлению атмосферы сотрудничества.
Если собеседников за столом двое, то они могут занимать угловую позицию, что говорит о расположенности, открытости. В то же время угол стола может быть использован при необходимости как барьер.
Позиция полного сотрудничества — когда партнеры располагаются по одну сторону стола и сидят по отношению друг к другу примерно под углом в 90°.
Соревновательно-оборонительная позиция— когда собеседники рас- полагаются по разные стороны стола напротив друг друга. Стол в этом случае скрывает значительную часть компонентов невербальных средств общения, мысленно делится как бы пополам, и собеседники воспринимают ближнюю половину как свою территорию.
Обсуждаемый документ обычно кладется точно на мысленную «пограничную линию», перемещение его на свою территорию для рассмотрения — знак стремления к сотрудничеству, возврат на территорию лица, принесшего документ, — знак отвержения документа и нежелания продолжать беседу.
Независимая позиция — когда люди располагаются за противоположными углами стола. Такое расположение говорит о нежелании общаться. В принципе, в такой позиции каждый может заниматься своим делом.
Круглые столы предусматривают равноправие участников переговоров, свободную и открытую дискуссию, несколько неформальную атмосферу.
Что помогает повысить статус пригласившего:
- Стул с высокой спинкой и подлокотниками.
- Низкие диванчики для посетителей.
- Дорогая пепельница, стоящая вне зоны досягаемости посетителя, что вызывает у него ощущение неловкости, когда он пользуется пепельницей.
- Импортная подставка для сигарет.
- Несколько оставленных на столе красных папок с надписями
«Совершенно секретно». - Развешанные по стенам фотографии, грамоты и награды, когда-то полученные владельцем кабинета.
- Легкий портфель-дипломат. Тяжелые толстые портфели носят только бездельники.
- Слагаемые убеждения
- Факторы формирования команды
- Понятие и особенности групп в организации
- Заготовка для разработки коллективного договора
- Международные регуляторы трудовых отношений
- Социальные признаки этичной корпорации
- Примерные правила внутреннего трудового распорядка российской корпорации
- Культура речи корпорации (культура деловой переписки)
- Деловое общение посредством визитной карточки
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу