Технология отказов кандидатам

По возможности лучше отказывать сразу и в устной форме. Не забывать при этом, что кандидат, который не подходит под одну позицию, может прекрасно подойти под другую, о чем ему необходимо сообщить!

Интересно
Причины отказа не должны носить личностный характер, а быть связаны с сугубо профессиональными компетенциями либо мотивацией кандидата. Еще лучше, если кандидат, реалистично оценивая свой опыт и выслушав комментарии рекрутера о требованиях к позиции, откажется сам, признав несоответствия между требованиями и своим опытом.

Если рекрутер предпочитает не отказывать сразу, а хочет взять паузу, чтобы понять, как будет складываться поиск, так как не можете сразу принять решение о соответствии кандидата, необходимо не забыть позвонить кандидату в условленное время.

Кандидат, который не подошел под требования вакансии и получил корректный и аргументированный отказ, может кого-то порекомендовать рекрутеру, помочь советом в поиске, а впоследствии охотно и благожелательно продолжить общение при возникновении новых вакансий.

Отказывать кандидатам приходится на всех стадиях поиска и подбора, начиная с рассмотрения резюме и вплоть до сделанного предложения о работе, – увы, бывает и такое. На каждом этапе есть как общие основания и формы для отказа, так и своя специфика. Разберем основные стадии общения рекрутера и кандидата и прокомментируем технологию отказов на каждой из них.

Отказ по резюме. Фактически это не отказ человеку, а отказ рассматривать его резюме. Такое решение должно приниматься очень аккуратно, так как информации у рекрутера недостаточно и есть риск упустить достойного кандидата. Задача упрощается тем, что рекрутеру не нужно озвучивать отказ непосредственно кандидату.

Телефонное интервью. Может добавить информацию к уже имеющейся в резюме, вскрыть неожиданные недостатки в опыте, мотивации человека. Если обнаруженные факты явно противоречат требованиям, лучше сразу сказать об этом кандидату. Важно также убедиться, что собеседник признал отсутствие необходимого навыка и понял причины отказа.

Личное интервью. Рекрутер получает более полное представление о личности и коммуникативных навыках кандидата, его мотивации и профессиональном опыте. В ходе интервью есть возможность открыто обсудить с кандидатом нехватку необходимого опыта – если человек готов это признать, он может сам отказаться от дальнейшего участия в конкурсе, и отказывать ему не придется.

Отказ линейного руководителя по резюме. Если рекрутер счел кандидата соответствующим требованиям, а внутренний клиент отказывает ему на основании резюме, необходимо аргументированно переубедить линейного руководителя и настоять на встрече. Если же в ходе обсуждения вскрылись какие-либо неизвестные ранее факты, это повод для рекрутера еще раз обсудить с внутренним клиентом требования к позиции и удостовериться в правильном их понимании.

Интересно
Следует проанализировать причины отказа: рациональный или эмоциональный характер они носят? При трансляции отказа кандидату можно сослаться на обратную связь от клиента, но очень тщательно формулируя причины и выбирая слова, чтобы у человека не создалось искаженного впечатления о линейном менеджере и компании в целом. Отказ в ходе конкурса.

Необходимость отказать кандидату может возникнуть в процессе сравнения с другими претендентами на позицию. Это решение не всегда является прямым следствием интервью, а может быть принято, например, по результатам тестирования, при подведении итогов нескольких встреч и т. п. Как правило, кандидаты с пониманием относятся к тому, что это конкурс, соревнование, и победителем может быть только один.

Отказ после финального интервью. Случается редко. Как правило, это следствие некой расслабленности кандидата, недооценивающего важности финального этапа, либо результат неожиданных изменений в требованиях к позиции. В первом случае профилактика должна осуществляться на стадии подготовки внутреннего клиента и кандидата к финальному интервью. Во втором – необходимо получить максимально корректную информацию от руководства, чтобы грамотно транслировать кандидату причины отказа.

Проверка рекомендаций/служба безопасности. Как правило, при получении на кандидата негативных рекомендаций либо отказе со стороны службы безопасности причины отклонения детально не озвучиваются. Но если к отказу без объяснения причин со стороны служб безопасности (общеизвестно, что они свои решения не комментируют) почти все относятся с пониманием, то с рекомендациями ситуация более щепетильная.

Не стоит говорить кандидату, что указанный им же человек дал ему негативную характеристику, лучше аргументировать отказ реальной технической причиной без ссылки на рекомендателя. Отказ на этой стадии является весьма болезненным для кандидата.

Представьте себя на его месте – как правило, просьба предоставить имена рекомендателей воспринимается кандидатом как 99 % успеха, и он ждет предложения о работе, а не отказа. Отказ после уже сделанного предложения. К счастью, случается крайне редко, и каждый раз означает форс-мажорную ситуацию. Как правило, это свидетельство недочетов и недоговоренностей на более ранних стадиях – не полученного вовремя одобрения из головного офиса, несвоевременного рассмотрения внутренних кандидатов, которые обычно предпочтительнее внешних, несогласованности в бюджете, системе подчиненности.

Самые драматичные случаи связаны с утечкой информации или небрежным к ней отношением. Например, некорректно проведенная проверка службой безопасности, в результате которой на текущем месте работы кандидата становится известно о рассмотрении им новых вариантов, в то время как человек еще не написал заявления об увольнении и не дал своего положительного ответа потенциальному работодателю.

Интересно
А на предполагаемом новом месте работы не хотели бы обострять отношения с компанией, где сейчас работает кандидат, и отзывают свое предложение. Безусловно, это недопустимо, и внутренний рекрутер должен на всех стадиях контролировать использование информации, обеспечивая конфиденциальность работы с кандидатом.

Таким образом, на какой бы стадии ни приходилось отказывать кандидату, раз это сделать необходимо, необходимо делать это аккуратно, тщательно взвешивая формулировки и подбирая аргументы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)