Серебряный век русской культуры

“Серебряным веком” – в сравнении с “золотым”, пушкинским, – принято называть в истории русской культуры конец XIX– начало XХ века. Искусство этого времени было практически вне идеологии революционализма и тем более вне связи с самодержавием и государством, которые к тому времени давно перестали быть культурной силой. Словосочетание серебряный век само по себе говорит о некоторой нисходящей ступени развития культуры. Очевидно что серебро не золото, оно менее благородный металл и соответственно “серебряному веку” далеко до “золотого”. Но подобная логика применительно к русской культуре последних 20–25 лет петербургского периода, нуждается, как минимум, в корректировке.

Конечно, достоинства “классики” принадлежат “золотому веку”, но и у “серебряного” были свои преимущества.

  • Это преимущество – в большей утонченности и изощренности. Русская культура шире и глубже осваивает собственную культуру. Именно серебряный век вновь открывает для себя творчество Рокотова, Левицкого и Боровиковского; архитектура, иконопись Киевской и Московской Руси перестают быть чем-то архаичным и чуждым.
  • Второе преимущество “серебряного века” перед “золотым” состоит в том, что он выразил себя полнее и шире в различных областях культуры. Вершина “золотого века” – русская словесность, и прежде всего роман, тогда как всё остальное в русской культуре, как бы оно ни было значительно, имеет почти исключительно национальное, а не европейское и всемирное значение. Применительно к “серебряному” веку практически невозможно отдать приоритет какой-либо одной сфере русской культуры.

По-прежнему остается очень высоким уровень художественной литературы (правда, теперь ее достижения имеют отношение прежде всего к поэзии). Бурный расцвет переживают драматический и музыкальный театры. Свою некоторую провинциальность преодолевает изобразительное искусство, в частности живопись.

И, наконец, третье преимущество серебряного века состояло в невиданной ранее в русской культуре интенсивности творческой жизни. Золотой век при всех своих достоинствах отличался тем, что в нем существовало резко выраженное несоответствие между великими доным в ней. Такого разрыва между “вершинами” и “средним уровнем” серебряный век не знал.

Например, обратившись к поэзии, можно перечислить имена очень многих великих. Среди них А. Блок, А. Белый, И. Анненский, Н. Гумилев, К. Бальмонт, В. Хлебников, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Цветаева, А. Ахматова, Ф. Сологуб. И это далеко не все яркие представители этого времени.

Небывалая творческая продуктивность этого времени странным образом оставляла его бессильным перед идеологией и миром политики. Культура серебряного века была равнодушна к государственным интересам. Те кто создавал ее, были прямыми потомками и наследниками “лишних людей”. Но теперь они вовсе не ощущали себя “лишними”.

Таковыми в их глазах выглядели представители власти и государства. Себя они воспринимали как людей, от которых ничего не зависит. Почва уходила у них из-под ног, так же как и у российского императора. Россия шла к революционной катастрофе. Ее не могли предотвратить ни культура, ни самодержавное государство. В глазах деятелей серебряного века культура превращалась в нечто уязвимое и эфемерное, бессильное изменить жизненную ситуацию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)