Рок и джаз

Ярко характеризует музыкальную культуру ХХ века такое явление, как джаз. История джаза насчитывает много десятилетий. За это время джаз на своей родине, в США, неоднократно умирал, вновь возрождался, переживал кризисные моменты, причины которых не ясны и порой неожиданны. И это понятно: в развитии джаза отразились многие проблемы этого неспокойного века. Но несмотря на эволюцию в быстро меняющихся условиях, он сохранил свою притягательную силу.

Истоки подлинного джаза уходят далеко в прошлое. …1619 год. Первый невольничий корабль отплыл с берегов Америки. Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч негров, не могли, конечно, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится по всему свету. Эта музыка – джаз.

Негры обладают весьма развитым музыкальным инстинктом, природной склонностью к музыке, пению, чувством ритма. Закончив трудовой день,негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, ритмически аккомпанируя себе ударами палок по всему, что оказывалось под рукой, или просто хлопали в ладоши. У первых переселенцев в Америку эти песни иритмы мало чем отличались от африканских.

Это было одноголосное пение, как бы зов и ответ. Один человек или группа начинали петь, а затем подключались остальные. Часто это была просто мелодекламация, иногда переходя в вокал. Со временем память об африканской музыке стиралась.

Этому способствовало и то что миссионеры обращали негров в христианство, обучали их религиозным гимнам европейского происхождения. Но негры пели эти песни по-своему. Фактически это уже был спиричуэлз, то есть негритянские религиозные песни.

Появление спиричуэлза обусловлено целым рядом причин.

  • Во-первых, негры гораздо проникновеннее выражали свое горе угнетенных и надежду на лучшую жизнь, чем миссионеры.
  • Во-вторых, обладая иным тембром голоса, иным произношением и чувством ритма, они подсознательно преобразовали музыку европейских
    гимнов и подчинили ее своей натуре, своему темпераменту.

Несколько позже расцветает народная песня американских негров – блюз(в переводе – светло-синий, грустный). По своему характеру и жизненному содержанию блюзы совсем не похожи на возвышенные, скорбные, полные веры, страдания и протеста хоровые песнопения – спиричуэлз. Блюз – это жалоба, крик, протест. Музыка блюза тосклива, но не слишком, ибо негр не любит стенать и жаловаться. Он поет блюз не для того чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них. В блюзах тоска соединяется с весельем отчаяния, безверия. Негритянский поэт Л. Хьюз писал:

“…Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельной грустной музыки, гораздо более грустной, чем спиричуэлз. Это потому, что в блюзах горесть не смягчена слезами, а, наоборот, ожесточена смехом – абсурдным, противоречивым смехом горя, который рождается, когда нет веры, на которую можно опереться…”

Тематика блюзов мало чем отличается от тематики песен других народов и эпох: в них поется об обманутой любви, о нужде, о тяжелой работе. Негры намекают на расовую дискриминацию не так уж часто, как это можно было бы ожидать. Когда человеческое достоинство негра задето, он реагирует тонко, остроумно. О дискриминации он поет намеком, двусмысленными фразами. Белый и не уловит истинного смысла, а негр слушает такой блюз, получая большое удовольствие.

Всегда считалось, что мелодия – душа музыки. Можно ли это сказать о джазе? Нет. Настоящий джаз – это оркестровая музыка. Конечно же, она могла появиться только в городе. Колыбелью джаза считается Нью-Орлеан. В первые джазовые оркестры входили кларнет, тромбон, труба, ударные, банджо, позже присоединились рояль и саксофон. Так в результате переноса вокальной негритянской музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родился джаз.

Каковы же основные элементы джаза?

  • Сердце джазового оркестра – ударник.
  • Обычно в музыке акцентируются 1 и 3 доли. В джазе – 2 и 4. Это называется свинг. Но важно не столько ритмическое оформлениефразы, сколько манера исполнения.
  • Инструментальная техника приближена к негритянскому пению (то есть инструмент может петь как голос – повышать, понижать звук). Это называется – ноты блю.

Джазовую музыку трудно анализировать или играть по нотам. Кстати, долгое время оркестры играли вообще без нот, а большинство музыкантов не умело их читать. Аранжировки тоже создавались устно.В истории культуры ХХ века остались имена лучших джазовых музыкантов – Кинг Оливер, Луи Амстронг, Дюк Элингтон, Джо Кинг, Бени Гудман и др. Джаз получил необыкновенную популярность

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)