Понятие этноцентризма и культурного релятивизма

Важнейшая проблема – оценка людьми культур других народов. Здесь существуют два основных подхода, называемых «этноцентризмом» и «релятивизмом».

Этноцентризм означает оценку чужой культуры с позиций своей культуры, того, что тебе близко, что ты принимаешь или не принимаешь. Но, подчеркнем, этноцентризм – оценка чужой культуры с позиций превосходства своей культуры.

В какой-то степени этноцентризм присущ всем обществам, и даже отсталые народы в чем-то чувствуют свое превосходство над всеми остальными. Они, например, могут считать культуру высокоразвитых стран глупой или абсурдной.

Возникает естественный вопрос: этноцентризм – это негативное или позитивное явление в жизни общества? Трудно ответить на этот вопрос четко и однозначно.

Попытаемся определить положительные и отрицательные моменты в таком сложном культурном явлении, как этноцентризм.

Прежде всего, следует отметить, что группы, в которых существуют явно выраженные проявления этноцентризма, как правило, более жизнеспособны, чем группы, полностью терпимые к другим культурам или субкультурам.

Этноцентризм сплачивает группу, оправдывает жертвенность и мученичество во имя ее благосостояния; без него невозможно проявление патриотизма.

Этноцентризм – необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. Конечно, возможны и крайние проявления этноцентризма, например национализм.

Этноцентризм нередко связан с ксенофобией – с откровенно враждебным отношением, с неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Однако в большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше.

Интересно
Итак, мы сталкиваемся с явлением этноцентризма практически ежедневно, когда сравниваем себя с людьми другого пола, возраста, представителями других организаций или других регионов, во всех случаях, когда имеются различия в культурных образцах представителей социальных групп.

Всякий раз мы ставим себя в центр культуры и рассматриваем другие ее проявления, как бы примеряя их на себя.

Следует отметить и консервативную роль этноцентризма, негативное влияние на развитие культуры. Действительно, если наша культура лучшая в мире, то зачем надо что-то совершенствовать, изменять и тем более заимствовать из других культур?

Опыт показывает, что подобная точка зрения может значительно замедлить процессы развития, протекающие в обществе с очень высоким уровнем этноцентризма. Этноцентризм может также быть инструментом, действующим против изменений внутреннего устройства общества.

Так, привилегированные группы считают свое общество самым лучшим и справедливым и стремятся внушить это другим группам, поднимая тем самым уровень этноцентризма.

Еще в Древнем Риме у  представителей неимущих слоев культивировалось мнение, что, несмотря на нищету, они все-таки граждане великой империи, и потому выше других народов. Это мнение специально создавалось привилегированными слоями римского общества.

Культурный релятивизм, наоборот, провозглашает абсолютную самобытность любой культуры.

С этими явлениями связано понятие «аккультурации» – процесса приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, который происходит в результате общения.

По-другому, под культурной аккультурацией понимаются те явления, которые имеют место, когда группы индивидов, обладающие различными культурами, вступают в продолжительный и непосредственный контакт, вследствие чего изменяются первоначальные типы культур одной или обеих групп.

С этим термином особенно преуспела американская школа зарубежной антропологии, основоположником которой был Франц Боас. Эта школа занималась главным образом изучением последствий контактов между разными культурами.

Социальная и культурная антропология – гуманитарная наука, рассматривающая человека, как социальное и культурное существо. В широком смысле антропология – наука о человеке.

  1. Основные принципы аккультурации:
    1. Отчуждение – потеря народом своей культуры под влиянием чужой.
    2. Существенные изменения в своей культуре под влиянием чужой.
    3. Почвенничество – сознательная, организованная попытка членов общества возродить или увековечить определенные аспекты своей культуры.
    4. Новообразование – возникновение в одной из участвующих в контакте групп черт культуры, норм и учреждений, которых ранее не было ни в одной из соприкасающихся культур.

В западных обществах всегда было принято общую науку о человеке называть антропологией. Это синтетическая наука, она связывает между собой гуманитарное и естественнонаучное знание, ибо в человеке трудно отделить и изучать только отдельные его области: социальную, биологическую, культурную, они взаимосвязаны.

Поэтому принято считать, что культурная (социальная) антропология – это социально-научная дисциплина, в рамках которой человек изучается через анализ его взаимодействия с природным и искусственным окружением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)