Педагогическое мастерство учителя права

Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, так как воспитание и обучение – явления непреходящие.

Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, профессия учителя – объективная необходимость.

Педагог (гр. paidagogos):

  • лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области;
  • ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества. Преподаватель передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.

Воспитывать и обучать – две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняются жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; появляются новые методы, формы работы учителя.

Педагог – мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах психологии, владеющий методикой воспитания и обучения.

Сущность педагогического мастерства понимается как комплекс свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Характеристики педагога-мастера:

  • общая культура, эрудиция;
  • высокий уровень профессиональной морали;
  • глубокие профессиональные знания;
  • владение педагогическими методиками, технологиями;
  • педагогические способности (коммуникативные, перцептивные, суггестивные, конструктивные, познавательные, организаторские, дидактические, креативные, исследовательские);
  • высокая культура общения и внешнего вида, культура и техника речи, культура чувств и отношений, их саморегуляция;
  • интуиция, творческое вдохновение;
  • изучение и творческое использование идей и элементов чужого опыта;
  • постоянное самообразование.

В работе учителя выделяют конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую деятельность, а также говорят о том, что учитель выполняет информационную, воспитательно-развивающую, ориентационную, мобилизационную, исследовательскую функции.

Каким сегодня должен быть учитель, в частности, учитель права? Он должен уверенно входить в класс, говорить с ребенком и его семьей на одном языке, обладать достаточными знаниями по современным педагогическим, информационным технологиям и многое другое.

Доминантами педагогического мастерства являются следующие качества:

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т. д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм (бecкopыcтиe, забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И. П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность (терпимость, снисходительное отношение к людям);
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);
  • интеллигентность (обаяние, духовность);
  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
  • креативность (творческое начало).

Все эти качества личности являются доминантными и для учителя права: при отсутствии любого из них учитель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.

Также для учителя очень важны следующие качества:

  • умение отдавать себя любимому делу (увлеченность, педагогическая целенаправленность);
  • высокая степень ответственности перед людьми, обществом за результаты своего труда.

Далеко не каждый человек может стать настоящим учителем. При всей массовости этой профессии для овладения ею нужны определенные личностные качества и способности, а также социально-психологическая предрасположенность к труду учителя.

Кроме того, следует помнить, что качество профессиональной подготовленности учителя (в том числе учителя права) зависит не от количества усвоенных знаний (хотя и этот фактор очень важен сам по себе), а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, склонности к творческому педагогическому мышлению, наличия педагогических способностей и владения педагогическими техниками.

Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.

Внутренне педагогическое мастерство – это функционирующая система знаний, умений, навыков, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач. Внешне – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, что доступно каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Педагог-мастер – это тонкий и вдумчивый учитель, хороший воспитатель, в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной работы.

Мастерство формируется поэтапно:

  • ознакомление с литературой по данному вопросу;
  • составление плана по совершенствованию педагогического мастерства: выдвижение гипотез, изучение передового опыта коллег, наблюдения и т. д.;
  • внедрение в собственную практическую деятельность результатов научных исследований и передового опыта, самовоспитание и т. д.

Профессиональный стандарт педагогической деятельности – система требований, которым должен соответствовать педагог, чтобы быть допущенным к педагогической деятельности, определяет следующие базовые компетентности педагога:

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;
  • в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока;
  • в целеполагании учебной деятельности;
  • в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении;
  • в предмете преподавания (предметная компетентность);
  • в принятии решений, связанных с педагогическими задачами;
  • в разработке программ деятельности и поведения;
  • компетентность в организации учебной деятельности, что предполагает компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче;
  • в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности); в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)