Основные виды социальной мобильности, их характеристика

Существует понятие «дистанция мобильности». Это – то количество социальных ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз, что происходит почти со всеми.

Ненормальной (необычной) дистанцией считается неожиданный взлет на несколько ступенек, или даже на вершину социальной пирамиды, или резкое падение по социальной лестнице вниз.

Выявлена закономерность: хотя социальная мобильность возможна в двух направлениях (восхождение и нисхождение), большинство людей стремится «вверх» и редко добровольно «вниз».

Таким образом, между восхождением и нисхождением существует определенная асимметрия: людей, стремящихся вверх, к занятию более высоких социальных статусов для себя и своих детей, максимально больше, чем другой категории, а потому в обществе неизбежна конкуренция.

Социальная мобильность проявляется во множестве видов. Например, в числе основных видов социальной мобильности – вертикальная и горизонтальная.

Вертикальная мобильность – это перемещение из одной страты в другую, изменение социального положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса.

Соответственно, вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей: например, повышение по должности – пример восходящей вертикальной мобильности, увольнение, разжалование – пример вертикальной нисходящей мобильности.

Интересно
Вертикальную мобильность, по мнению П.Сорокина, следует рассматривать в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации, как внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическую циркуляцию и продвижение по экономической лестнице.

Эти три формы мобильности затрагивают, в первую очередь, политическую, экономическую и профессиональную сферы деятельности человека.

Сорокин предлагает оценивать восходящую линию мобильности двояко: и как индивидуальное поднятие, и как коллективное восхождение, когда в более высокой страте создается новая группа индивидов.

То, что в прежние века были серьезные ограничения для мобильности людей, это понятно, но сохраняются ли в современном мире какие-либо ограничения и препоны для человеческой мобильности в современном обществе?

Да. Основным препятствием для социальной мобильности в стратифицированном обществе является наличие специфических «сит», которые как бы просеивают индивидов, предоставляя возможность одним перемещаться вверх, тормозя передвижение других и задерживая их в низших стратах общества.

Это «сито» выявляется через социальное тестирование, отбор и распределение индивидов по социальным стратам, что, по мысли П.Сорокина, обычно совпадает с традиционными каналами социальной вертикальной мобильности. К их числу он относил: семью, школу, церковь, армию, профессиональные, экономические и политические организации и объединения.

На базе богатого эмпирического материала Сорокин сделал вывод, что «в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а по необходимости и строго контролируются разнообразными институтами».

Но при этом он делает важное добавление: «за исключением периодов анархии и социальных потрясений». Это значит, что Сорокин различал социальную мобильность в так называемые нормальные периоды относительной общественной стабилизации и в периоды социальной дезорганизации (войны, революции, голод, эпидемии и т. п.).

Интересно
Действительно, в периоды революций фактор вертикальной мобильности работает мощно. Если бы не революции, никто сейчас не знал бы Робеспьера, Марта, может быть, Ленина, Крупскую, Дзержинского и многих других (Путина, наконец!). Но тогда бы у власти, скорее всего, не оказался бы Наполеон, Сталин и история могла пойти иным путем.

Разновидностью вертикальной мобильности была межклассовая мобильность: изменение принадлежности к тому классу, в котором человек родился.

Например, с помощью образования человек может менять классовую принадлежность. Характерно, что чем выше значение образования, тем сильнее стремление молодых людей уйти, покинуть принадлежность к рабочему классу и перейти в социальные слои интеллигенции.

В СССР переход из рабочих в интеллигенты происходил, главным образом, через получение образования (высшего), который требовал более высокого, квалифицированного труда.

Замечено, что дети рабочих и крестьян более часто переходили в категорию интеллигенции, чем дети интеллигентов в рабочие и крестьяне. Этот вид вертикальной мобильности был наиболее активен в СССР в 20-50 годы.

В 60-80–е гг. XX в. межклассовая мобильность, как вид вертикальной мобильности, замедлилась: просто наступил период стабилизации. И сегодня, очевидно, что самой притягательной социальной группой для молодежи по-прежнему остается интеллигенция, или, как говорят на Западе, средний класс.

В числе факторов, влияющих на вертикальную стратификацию, Сорокин приводит фактор демографический.

Так, по его мнению, низкая рождаемость или высокая смертность в высших стратах приводит к «социальному вакууму», который постепенно заполняется представителями низших страт, иными словами, происходит как бы круговая циркуляция внутри элиты общества.

Другими словами, чем ниже уровень рождаемости в высших стратах, тем быстрее новые люди будут появляться в элите, поднимаясь с низов и заполняя эти ниши.

Интересно
Горизонтальная мобильность – переход из одной социальной группы в другую, обе из которых расположены на одном социальном уровне, т.е. это изменение положения, которое не приводит к заметному повышению или понижению прежнего социального статуса.

Например, переход из одного гражданства в другой, переход из родительской семьи во вновь образованную, переезд из одного географического региона в другой при условии, что не происходят заметные изменения в социальном положении индивида.

Существуют иные классификации социальной мобильности, например, индивидуальная и групповая мобильность. Индивидуальной мобильностью называется перемещение, происходящее в жизни одного человека в любом направлении, но не затрагивающее других людей, или независимо от других людей.

Групповая мобильность характеризует ситуацию, когда перемещение происходит коллективно: например, социальные изменения в положении целого класса, сословия.

П. Сорокин называет причины, которые обычно служат причинами групповой мобильности: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба кланов и родов и т.д.

Кроме выделенных форм, различают также организованную и неорганизованную мобильность.

Организованная мобильность проводится под руководством государственных структур «сверху» (например, переселения в Казахстан, в Сибирь, на стройки БАМа – были формами организованной мобильности).

Эта форма мобильности могла быть добровольной и недобровольной. Примеры недобровольной мобильности – репатриации целых народов в сталинское время, раскулачивание.

Примерами неорганизованной социальной мобильности могут служить стихийные, неорганизованные переселения людей вслед за стройками, в поисках более высокого уровня жизни, переезды к теплым морям и т.д. Видом неорганизованной мобильности является также текучесть кадров в промышленности, на производстве.

Интересно
Еще одна форма социальной мобильности – структурная мобильность. Внешне она похожа на организованную мобильность, но происходит не пожеланию людей или государственных органов, а обычно в силу экономических потребностей общества.

Например, причинами структурной мобильности людей могли быть исчезновение и сокращение видов и отраслей производства, сокращения профессий, финансовые проблемы государства, в результате чего могли исчезать профессии и занятия людей.

Важно, что изменения происходят не по субъективным каким-либо причинам, а в основе лежат объективные факторы.

Так, например, исчезновение в Европе огромного слоя, целой касты трубочистов стало результатом технических изменений и создания системы централизованного отопления. Собственно, структурная мобильность в свое время привела к появлению самого рабочего класса, превратившего часть крестьянства в наемных работников.

А, следовательно, главной причиной структурной мобильности являлись процессы индустриализации. Ныне – это процессы автоматизации и компьютеризации, которые становятся важнейшими факторами новых структурных изменений в жизни и деятельности человека.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)