Методические требования к фронтальной демонстрации наглядных пособий
Демонстрируемый объект должен быть виден всему классу.
Таблицы и картины вывешиваются на доску, предметные пособия размещают на демонстрационном столике.
При необходимости создают специальный фон освещения. Небольшие объекты проносят по классу, чтобы все ученики имели возможность их рассмотреть.
Недопустимо во время демонстрации пускать объект по рядам, одновременно проводя беседу с детьми, т.к. распределение внимания у младших школьников развито недостаточно. Мелкие объекты и рисунки могут быть показаны с помощью проекционных приборов.
Целесообразно оставлять на доске даже на переменах только географические карты. Удобно пользоваться шторками на доске, откидными и магнитными досками.
В элементарном курсе лучше избегать микроскопа и слишком сложных препаратов и рисунков. Ученик обращает внимание прежде всего на то, что ему бросается в глаза. В микроскоп он главным образом видит светлый кружок и воздушные пузырьки.
С помощью вопросов внимание детей направляется на главные, существенные признаки демонстрируемого пособия. Вопросы и задания составляются учителем заранее. Их можно задавать устно или записать на доске. Часто детям дается план описания природного объекта.
Например, при демонстрации чучела или изображения животного учитель просит описать его по плану:
- К какой группе относится это животное (насекомое, пресмыкающиеся, птица, млекопитающее)?
- Размеры и окраска тела.
- Особенности внешнего строения.
- Способ передвижения.
- Образ жизни: чем питается животное, где селится, как спасается от врагов, как приспособилось к жизни зимой?
Ответы на два последних вопроса дети находят в учебнике. Во время беседы выделяются черты приспособленности животного к условиям существования.
При индивидуальной и групповой демонстрации раздаточный материал может быть у каждого ребенка или у группы (пары) учащихся. Вопросы и задания учителя помогают в описании имеющихся у них объектов.
Например, во время работы с гербарными экземплярами растений леса и степи учитель просит рассмотреть корень, стебель, листья у ковыля, типчака, полыни и выделить их отличительные особенности. Сравнить травянистые растения леса и степи и сделать вывод, как растения степи приспособились к условиям жизни.
В школе нет «…ни одного наглядного пособия, которое по богатству материала, по силе впечатления и по занимательности могло бы сравниться с кино… Существуют процессы, которые совершаются очень медленно, и заметить ход этих процессов почти невозможно. Между тем кино может показать эти процессы. Так, на экране отлично видно прорастание семян, развертывание цветов, созревание плодов,…процессы движения ледников, роста оврагов, выветривания скал…».
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу