Место эмпириокритицизма в истории западной философии

Таковы истоки, генезис и логика эмпириокритицизма. Эмпириокритицизм, наследник картезианской методологической традиции, возник как «теоретико-познавательный идеализм», в общем потоке антиметафизического течения европейской философской мысли, ориентированной на достижения «положительной науки»; поэтому в годы своего наибольшего влияния он предстал как «физический идеализм».

Вместе со «стабилизацией» неклассической физики как в существенной своей части науки теоретической (которая, однако, до такой степени преодолела жесткую оппозицию теории и эксперимента, что большинство ее лидеров, а также многие методологи науки, стали относить эксперимент не к эмпирическому, а к теоретическому уровню познания), влияние эмпириокритицизма с его эмпиристской ориентацией упало до минимума.

Однако философская история эмпириокритицизма продолжилась — труды Авенариуса оказали немалое влияние на основателя современной феноменологии Эдмунда Гуссерля. Подобно эмпириокритикам, Гуссерль был вдохновлен идеалом «максимальной ясности», самоочевидности.

Но в противовес эмпириокритическому растворению сознания в потоке «первоначала», Гуссерль разработал и пытался осуществить программу исследования механизмов продуктивной деятельности сознания, выдвинув идею интенциональности, т.е. нацеленности сознания на предмет как конструктивного начала и механизма создания предметности.

Подобно эмпириокритикам, феноменологи искали «чистое первоначало» философского рассуждения, освобождаясь посредством специально разработанного для этой цели метода феноменологической редукции от всяческих «предрассудков» философских систем.

Но, в противоположность эмпириокритицизму, феноменология трактует принятие «естественной установки», веру в существование мира, как «глубочайший предрассудок» научной мысли. В итоге в западной философии место «нейтрального монизма» эмпириокритиков занимает «трансцендентальный идеализм».

В нашей стране ситуация с эмпириокритицизмом сложилась довольно специфично. В силу обстоятельств, достаточно далеких от его философского содержания и внутренней логики развития (которою обладает всякая сколько-нибудь цельная теоретическая концепция), «русский» эмпириокритицизм оказался настолько тесно связан с российскими политическими событиями, что почти целиком превратился из философского учения в идеологическую конструкцию, не так уж много сохранившую от первоначального содержания.

И содержание споров, и форма их ведения были в России далеко не философскими, а целью их было что угодно, но не установление смысла философских утверждений, и еще менее достижение истины.

Самый известный из российских оппонентов эмпириокритицизма, В.И. Ленин, был прежде всего политическим деятелем, а для него самым важным стал как раз политико-идеологический аспект, который приобрел «российский» вариант эмпириокритицизма в силу причин, случайных для философского содержания этой концепции.

После смерти В.И. Ленин был превращен идейными наследниками в средоточие всей, в том числе и философской, мудрости; это обстоятельство создало почти
непреодолимое препятствие для адекватного представления эмпириокритицизма в учебных курсах.

Случай этот — пример идеологической трансформации, которая может происходить с философскими идеями в общественном сознании, после чего философская концепция представляет интерес не столько для философа, сколько для политолога или социального психолога.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)