Искусство православной Руси

Вместе с принятием христианства на Русь пришли византийское мировоззрение и искусство. Но под влиянием национальных особенностей, языческих обрядов и художественных традиций славян быстро и энергично прошел процесс русификации византийского стиля. Древнерусское искусство обрело свое лицо. Всё средневековое искусство Древней Руси было преимущественно церковным. Для утверждения новой религии стали строить храмы.

По Ветхозаветному преданию, Господь, явившись пророку Моисею, научил его, как строить храм. По образу ветхозаветного храма создан и православный храм. В основании православный храм имеет форму креста или корабля (церковь, как корабль, на котором спасаются верующие в житейском море).

Снаружи храмы увенчаны куполами, число которых имеет символическое значение: 1 – образ Христа, 3 – в память Святой Троицы, 5 – Христос + 4 евангелиста, 7 – в память семи таинств (крещения, миропомазания, покаяния, причастия, брака, священства, соборования), 912 – 3 х 4 (3 – Троица, 4 – апостолы, означает более тесную связь земного и небесного), 13 – Христос + 12 апостолов.

Интересно
Число глав может доходить до тридцати трех – чтосимволизирует число лет земной жизни Спасителя. Форма купола также имеет символическое значение. Шлемовидная форма купола в домонгольской Руси напоминает о воинстве, борьбе, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. В более позднее время купола на русских храмах приобретают луковичную форму – символ пламени свечи.

В символике храма важен и цвет купола. Москву называли златоглавой именно потому, что многие храмы столицы имели золотые купола. Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и храмов, посвященных Христу. Купола синие со звездами венчали храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа у Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола. Зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами. Венчает купол храма крест. Крест – это древний символ, обозначающий связь земного и небесного, известный и в дохристианских культурах. Но в христианстве крест обретает особый смысл – как знак спасения. Это напоминание христианину о мученической смерти распятого Христа.

Католики признают только четырехконечный (латинский) крест. В православии более распространен шестиконечный (с добавленной сверху планкой, на которой, по преданию, на голгофском кресте было написано имя Христа) или восьмиконечный (к шестиконечному внизу добавлена косая перекладина, служившая подставкой для ног распятого). Встречается расхожее объяснение, что крест с полумесяцем – это символ победы православия над мусульманством. Но крест с полумеся христиан и мусульман. Здесь соединены форма креста и якоря – знака надежды.

Полумесяц символизирует и чашу с кровью Христовой, искупающей человеческие грехи. Такие кресты устанавливали на храмах, посвященных Богородице, потому что луна, полумесяц – знаки Богородицы (крест – знак Солнца и символ Христа).

Храм внутри делится на три части: алтарь, святилище, притвор. Алтарь – образ Царства Небесного. От прихожан он закрыт перегородкой – иконостасом. В святилище входят верующие. В этом помещении совершаются обряды. Наблюдают службу из притвора тяжело согрешившие или отступившие от веры, на которых священники накладывают епитимью (запрещение).

Там стоят и оглашенные, то есть те, кто только готовится принять христианство,и люди другой веры. Храмовое строительство на Руси отличалось большим разнообразием.Фактически каждое княжество создавало свою школу зодчества.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)