Феминистская социология

В феминистской науке мнения о том, как далеко может завести критика науки, разделились. Можно ли знание женщин оставить только за существующей наукой? Или феминистская перспектива означает радикально новый взгляд на всю научную деятельность?

Канадский социолог Дороти Смит — одна из тех, кто дальше всех зашел в критике существующей социологии и кто говорит о необходимости сформулировать феминистскую социологию.

Женские исследования подняли множество таких «женских» сфер, как домашняя работа, рождение детей, уход за людьми, и исследовали условия существования женщин в «мужском обществе».

Таким образом, феминистская наука затрагивает такие общественные сферы, которым до этого наука не уделяла внимания.

Некоторые исследователи пытались также, исходя из критики науки, поставить под сомнение и пересмотреть существующие теории и интерпретационные модели так, чтобы в них были включены и женщины.

Они считают, что, добавив знания о женщинах к уже имеющимся результатам исследований, можно исправить односторонне мужской взгляд на вещи. Исходя из более основательной критики науки, Дороти Смит ставит вопрос: «Что означает «социальность» и «общество» с женской точки зрения?»

При ответе на вопрос необходимо, конечно, основываться на прежних исследованиях жизни и жизненных условий женщин. Но для Смит женская, или феминистская наука, означает не только «вытаскивание» и исследование того, что оставила в стороне или отбросила мужская наука.

Речь идет о том, чтобы полностью перевернуть как наше представление о том, что такое (общественная) наука и научная деятельность, так и представить совершенно новую исходную точку в изучении «социальности» и «общества».

Социология, говорит Смит, это систематически развитое знание об обществе и социальных отношениях. Она полагает, что официальная социология, которая развилась и инсти­туционализировалась при специфических исторических обстоятельствах, сделала объектом знание об обществе и социальности, характерное для доминирующей в обществе группы — мужчин.

Это знание представлено в нейтральных относительно половой политики терминах, под видом научной объективности.

Однако социология отражает не какое-то определенное «объективное» общество или «объективные» социальные отношения; она отражает опыт, перспективу и интересы доминирующих мужчин.

Поэтому, по мнению Смит, узнать, что такое общество, глядя на него глазами официальной социологии, и узнать, что представляют собой релевантные социологические проблемы, — равнозначно тому, чтобы научиться видеть это с точки зрения доминирующей в обществе группы.

Подчиненные группы общества, такие, как женщины, вынуждены выражать себя посредством языка и теорий, которые не могут учитывать их опыта, перспектив или интересов.

Феминистская социология должна поэтому исходить из того, что опыт женщин еще большей частью не сформулирован. Да и нельзя осознать и сформулировать его, основываясь на теориях официальной социологии, поскольку они исходят из перспектив доминирующей группы.

Дороти Смит говорит, что у женщин «расщепленное сознание». Эта расщепленность связана с расстоянием между переживаемой действительностью и теми описаниями действительности, которые нам доступны, то есть сформулированными на опыте доминирующих мужчин.

Однако это не означает, что ученые-женщины должны начинать с теоретического вакуума. Это тоже было бы невозможно, поскольку участвовать в научной беседе на должном уровне можно только при условии, что по меньшей мере до некоторой степени теории и понятия при этой беседе взаимно принимаются и используются.

Сама Смит черпает вдохновение из многих источников, прежде всего из марксистской теории идеологии и из этнометодологии. Но она полагает, что плодотворной исходной точкой для феминистских исследований является разрыв между женским опытом и описаниями в официальной социологии социальной действительности.

Таким образом, Смит хочет сформулировать социологию с точки зрения женщин. Для нее это означает отталкивание от непосредственной будничной действительности, в которой живут женщины, как бы они не выглядели и где бы не находились.

При этом исходной точкой в добыче знаний становится телесный, исторический и социально стабильный субъект.

Таким образом, это в первую очередь не вопрос социологии о женщинах; главным является развитие в ней осознания социальной действительности, то есть на основании узнаваемых ориентиров из
живой действительности.

Трудностью в формулировании феминистской социологии является тот факт, что официальная социология не только определила, что же такое социальная действительность, но также и то, что такое релевантные социологические проблемы.

Поэтому еще одной задачей феминистской социологии оказывается попытка сформулировать те проблемы, которые являются интересными и релевантными с точки зрения женщин.

Однако видение Смит шире всего лишь поиска новых проблемных узлов, которые должны исследоваться в социологии.

Она подчеркивает необходимость новой формы знаний об обществе и социальных отношениях вообще:

Я ищу свою социологию, а не только новые темы для социологии. Поэтому я ищу также точку зрения, с которой можно увидеть мир в его целостности, а не только те его части, которые непосредственно релевантны для женщин.

Как будет выглядеть эта социология, пока еще неясно. Большой проблемой является то, что она должна быть сформулирована в социальной ситуации, ее отрицающей, то есть она по крайней мере частично должна развиваться в рамках мужского научного сообщества.

Как и многие другие ученые-женщины, Смит много работает поэтому над методологическими вопросами и более занимается тем, как сделать возможной такую науку, чем тем, что в ней должно содержаться.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)